Физика в школе и вузе.
Сборник научных статей.-
Санкт-Петербург.
Издательство РГПУ им. А.И. Герцена.
2001.

Штейн Б.М.
Программирование без языков программирования
как средство повышения эффективности
 преподавания информатики и
развития творческого мышления.

         Изучение программирования и языков программирования, таких как Basic, Pascal, C++, Delphi и др. является неотъемлемой частью информатики. С помощью языков программирования можно создавать свои программы, решать нестандартные задачи, решить которые в стандартных пользовательских программах невозможно. Кроме того, программирование вырабатывает у учащихся следующие развивающие функции: четкое логическое мышление, аккуратность и внимательность, и при этом развивает находчивость, изобретательность, фантазию и творческие способности. Недаром программирование, в особенности его первый этап – составление алгоритма, называют не только наукой, но и искусством.

         Не менее важной частью информатики является пользовательский курс, который позволяет свободно работать с компьютером и решать широкий круг стандартных задач в стандартных пользовательских программах.

         На сегодняшний день одним из важнейших составляющих пользовательского курса является изучение пакета Microsoft Office. В него, в частности, входят следующие программы:

-         текстовый редактор Word, который позволяет обрабатывать текстовую, графическую и другую информацию;

-         электронные таблицы Excel с богатейшими математическими и логическими возможностями;

-         мощный графический редактор презентаций PowerPoint с богатыми графическими возможностями и средствами анимации;

-         редактор баз данных Access, позволяющий легко и быстро создавать и редактировать базы данных, а также осуществлять поиск и обработку информации в них.

Среди достоинств пакета Microsoft Office можно выделить следующие:

-         широта охваченных задач, которые можно решить с его помощью и богатство возможностей для их решения;

-         дружественный интерфейс, который позволяет легко освоить основные возможности пакета даже дилетанту;

-         полная совместимость как отдельных программ пакета между собой, так и с большинством других приложений Windows;

-         возможность модернизации пакета и составления своих программ с помощью встроенных языков программирования, таких как Visual Basic.

Однако, программы пакета Microsoft Office на самом деле намного сложнее, чем это может показаться с первого взгляда, и изучение некоторых их тонких особе6нностей и возможностей затруднительно.

С учетом всего вышесказанного, автором создана и испытана  методика преподавания отдельных этапов информатики с помощью программирования в пакете Microsoft Office без использования встроенных языков программирования и по этой технологии создан, в том числе совместно с учащимися средней школы, ряд игровых и учебно-игровых  программ.

Основой методики является использование алгоритмического подхода, характерного для языков программирования, в пакете Microsoft Office. Однако, поскольку в данном пакете не предусмотрены соответствующие алгоритмические элементы, то их создание требует находчивости, изобретательности и досконального знания всех возможностей и особенностей  пакета Microsoft Office. Кроме того, при таком подходе резко возрастает познавательный интерес, т.к. для творческих людей вообще, а для детей в особенности, характерна тяга к запретному плоду и стремление заставить программу делать то, для чего она не предназначена. Еще большего усиления познавательного интереса можно добиться, если конечным результатом будет не просто учебная, а учебно-игровая программа. Данная методика интересна также тем, что по аналогичной технологии создается большинство веб-документов для интернета.

Рассмотрим подробнее с помощью, каких именно средств пакета Microsoft Office можно создавать работоспособные программы. В основе любого языка программирования лежат три кита:

-         средства ввода-вывода информации;

-         средства обработки информации, в особенности логические и математические элементы;

-         средства обеспечения непрерывного выполнения цепочки команд.

Пакет Microsoft Office обладает широчайшими возможностями ввода-вывода информации, которые не требуют дополнительных пояснений. Заметим лишь, что часто удобно осуществлять ввод информации, как выбор одного из нескольких альтернативных вариантов, что легко осуществляется, например, с помощью функции гиперссылки.  

Богатейший ассортимент различных логических и математических элементов и функций содержит программа Excel.

Осуществлять последовательное выполнение команд можно с помощью различного рода переходов и ссылок. А если  выполнение необходимо осуществлять автоматически, то можно воспользоваться автоматической сменой кадров в программе PowerPoint  или макросами (макросы записываются на языке Visual Basic, но их запись не требует знания этого языка, т.к. существует режим, в котором она осуществляется автоматически).

Наиболее сложным и интересным методом является использование сразу нескольких программ, например, смену кадров можно осуществлять в программе PowerPoint, а логические функции реализовывать в программе Excel.

 

 

Примеры учебно-игровых программ, созданных по этой технологии: Ним и УС.  

 

 

Используются технологии uCoz